Особенности некоторых основных витражных техник.

….Редко кто обращает внимание, насколько большую роль в нашей жизни играет стекло. Самое обычное прозрачное оконное стекло. А ведь на самом деле эта роль – очень велика. Например, именно стекло защищает нас от солнечного ультрафиолета, зимой стеклопакеты защищают нас от холода, и вообще зачастую только именно посредством стекла можно создать между нами и враждебным окружающим миром непроницаемую перегородку, которая, позволяет нам, находясь в безопасности, наблюдать за тем, что происходит там, снаружи, за стеклом. Но это чисто утилитарная роль. Помимо неё стекло обладает уникальными творческими особенностями, которые предоставляют множество художественных возможностей которые используются достаточно редко, и самый яркий пример таких возможностей – Декоративный витраж.

 

Сама идея изготовления различных предметов из прозрачного материала – стекла -  ухоит корнями в далёкое прошлое, на самую зарю человеческой цивилизации -  в Египет и Месопотамию. Но мы, люди 21-го века - воспринимаем стекло как что-то естественное. Но вот для древних римлян, придумавших трубку для выдувания воздуха, стеклянные предметы были редкостью, именно поэтому они,  например камеи с вырезанными на них узорами, были достоянием только богатейших и величайших людей своего времени. Простому люду в то время стекло было недоступно, их удел был – издалека завистливо любоваться на загадочные стёкла. Но с развалом Римской Империи даже аристократы потеряли доступ к прекрасным стеклянным изделиям в силу того, что технология была утрачена. Возродилась же эта технология уже в Италии, если точнее, то в Венеции, в которую она вновь пришла с востока. Далее этот рецепт хранился в строжайшей тайне, как государственный секрет, однако изделия при этом непрерывно совершенствовались, выяснялись особенности окрашивания стекла, придания ему большей мягкости при работе и большей прочности по её окончании. Постепенно знание о том, как делать стеклянные предметы, распространилось по всему миру, и до сих пор в музеях многих стран и городов хранятся настоящие шедевры стеклодувов.

В наш век прогресс шагнул далеко вперёд. Изготовление декоративных витражей теперь уже не такое сложное и хлопотное дело, как раньше, значительная часть работы витражника автоматизирована, мастерам не приходится самим выдувать, вычищать, окрашивать стекло. Поэтому позволить себе красивый витраж в доме может почти каждый, кто этого захочет.

Витраж в дизайне интерьера используется как декоративный элемент. Казалось бы, что вставлять витражные стёкла в обычные окна нерационально – может ослабеть освещение (ухудшится инсоляция), и жалко будет, если кто-нибудь попытается разбить окно; но современный хрустально-гранёный витраж в окне задержит совсем немного света, а выглядеть такое окно будет намного интереснее обычного. А ели для основы витража или для внешнего стекла использовать закалённое стекло (а такая возможность есть теперь даже в Иркутске), то разбить такое окно будет очень непросто. Ещё витражами можно украсить межкомнатные двери или светильники. Чтобы лучше себе представить, где можно поместить витраж, надо знать, чего хочется получить от витража, и каким он должен быть.

 

Прежде всего имеет смысл упомянуть об узорах. Узоры можно создавать практически любые, от простых растительных или абстрактно-геометрических, до сложных картин. Для каждого орнамента следует индивидуально подбирать технику выполнения и оформления, чтобы конечный результат получился именно таким, как надо.

Начиная с далёкого прошлого кусочки цветного стекла вставлялись в жёсткий двутавровый каркас, выполненный из свинца или латуни, или других металлов – материал профиля зависел от многих факторов. Такой метод - самый распространённый, кроме того, при правильном изготовлении и бережной эксплуатации он весьма долговечен, монументален и красив. Среди его преимуществ – как раз долговечность самого стекла и металла, и относительная простота реставрации. Именно потребность в частой реставрации и является одним из его недостатков, и особенно это актуально, если витраж собран с недочётами, неправильно рассчитана толщина двутавровых профилей, либо если витраж используется в двигающейся конструкции (дверь, например), или установлен горизонтально или под малым к горизонту углом (в потолок, например). Разумеется, такой витраж невозможно установить в стеклопакет – т.е. даже если кто-то и соберёт стеклопакет с профильным витражом, такой стеклопакет не будет обладать всеми свойствами стеклопакета (теплоизоляция, герметичность, звукоизоляция). В большинстве старинных храмов преобладают декоративные витражи, выполненные именно по такой технологии, в сочетании с элементами живописи по стеклу.

По мере развития технологии появлялись и совершенствовались методы, которые позволяли создать витраж без использования жёсткого каркаса. К таким методам  относятся, витраж Тиффани и фьюзинг стекла.

Витраж Тиффани подразумевает, что, после вырезания отдельных кусочков стекла, их края оборачиваются тонкой клеящейся металлической лентой, чаще всего, медной. Лента немного заходит на горизонтальные поверхности стеклянных элементов. Затем стёклышки с обёрнутыми краями выкладываются в виде конечного узора и спаиваются по местам загибов лент оловом. Такой метод позволяет создать не только плоские композиции, но и гораздо более интересные объёмные, например, абажуры для ламп, и многое другое.

Фьюзинг стекла - это современная технология, подразумевающая расплавление стекла. Вернее – спекание кусочков стекла в печи. Предварительно выложенные на отдельном куске стекла части узора запекаются в печи до состояния, когда их уже невозможно разделить, при этом их края оплавляются, кое-где цвета могут даже перемешаться. Фьюзинг может использоваться как сам по себе, так и в комбинации с классическим витражом. Значительным его преимуществом перед другими технологиями является долговечность - это самый долговечный тип витража, разумеется, при бережной эксплуатации. К недостаткам можно отнести невозможность реставрации и травмоопасность – если такой витраж будет разрушен, возможно осыпание крупных осколков стекла. В стеклопакет такой витраж установить также невозможно – слишком велика вероятность его разрушения при опрессовке.

Последние годы набрал популярность новый метод декорирования стекла – нанесение жилок на стекло и между жилками - лаковых цветных покрытий, это позволяет получить красивый витраж сравнительно недорого. Такой витраж можно делать и на закалённом стекле, и без проблем устанавливать его в стеклопакет. Множество вопросов вызывает, правда, стойкость лакового покрытия – я по крайней мере видел пару таких витражей в стеклопакетах, где лак облупился и приобрел неприглядный вид за срок 3-5 лет. Вероятно, такое происходит в солнечных местах установки витража ввиду разной степени термического расширения лака и стекла – ведь зимой температура внутри стеклопакета может быть -20, а летом +40.

Весьма популярна и новая технология 21-го века печать специальными UV-чернилами непосредственно на стекле – такая картинка получается очень яркой и красивой, современный планшетный полноцветный плоттер позволяет напечатать на стекле даже фотографию, с довольно высоким разрешением. Чаще всего такие стёкла используются для декорирования шкафов-купе, зеркала, потолка.

В конце прошлого, 20 века в Англии была изобретена и получила распространение по всему миру плёночная технология overlay, суть которой заключается в поклейке на стекло различных декоративных покрытий. Фирмами Rega Lead и Decra Led были разработаны специальные витражные плёнки, представляющие собой многослойный бутерброд тонкого полимера. Верхний слой – защита от царапин, затем защита от ультрафиолета, стабилизирующий слой, оттеночный слой, слой-основа, клеевой слой. Фактически такая плёнка является тонким пластиком, толщиной 300 микрон, такая толщина не позволяет поставлять её рулонами, поэтому такие плёнки производятся небольшими листами. Есть множество разновидностей окраски – и однотонные оттенки, и с волнистым рисунком, и с плавными цветовыми переходами. Очень красиво смотрится плёнка с объёмной текстурированной поверхностью – она настолько точно имитирует узорчатое стекло, что даже потрогав пальцем, не всегда люди понимают что это плёнка. Преимущества технологии накладного витража: Возможность использования закалённого стекла и даже – акрила, что очень важно например, для потолочного витража; да и витражной перегородке не помешает семикратная прочность закалённого стекла. Такой витраж за счёт использования различных по цвету и ширине свинцовых жил гораздо декоративнее, изящнее смотрится вблизи, при использовании жилы 2мм можно выполнять очень мелкие детали рисунка. Накладной витраж без проблем устанавливается в стеклопакет, т.к. он идеально плоский – подлежит опрессовке как обычное стекло – т.е. стеклопакет не теряет своих свойств. Также, плёнки придают стеклу некоторую травмобезопасность. Из недостатков такой технологии можно назвать относительную недолговечность – но следует заметить, что фирма-производитель материалов Rega Lead даёт гарантию на витраж 10 лет, оговаривая, что это в условиях «сибирской зимы», и пишет в фирменных буклетах, что срок службы витража не менее 25 лет. Я же, исходя из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что установленный на улице витраж не претерпевает никаких видимых изменений за 3 года (Один из изготовленных нами витражей установлен в кованые ворота в Молодёжном, ездил в прошлом году смотрел как он).

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz