Декоративный витраж....

   Вроде ясно сказано, чётко и понятно, но в то-же время - неясно о чём речь. Существует множество технологий по изготовлению декоративного витража, и каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Занимаясь витражами уже более ПЯТИ лет, я, в общем-то, стал специалистом в этой области. Сразу замечу, что наша "Витражная Мастерская Сухановых" занимается витражами лишь по одной технологии - плёночно-свинцовой,­ это когда на цельный лист стекла наклеиваются цветные плёнки, фацетные элементы со скошенной кромкой, и витражный контур образуется свинцовой протяжкой.

У меня вызывает огромное сожаление, что у нас эта замечательная технология в значительной степени оказалась дискредитирована кустарными витражных дел мастерами.

Действительно! Ведь она кажется такой простой и доступной! Даже не надо уметь резать стекло (как в классике), обтачивать его кромки (как в Тиффани, фьюзинге), можно обойтись без паяльника (как в той же классике).
Приклеивать плёнки, вырезанные по шаблону-чертежу,  затем обклеить стыки свинцовой протяжкой - кажется, что может быть проще? Создаётся устойчивая иллюзия, что это может сделать любой,  якобы никаких талантов и умений для этого не надо.

И всякий, кто хотел - называли себя витражниками. Делая витражи с использованием рекламной пленки ORACAL, такие мастера смогли предложить нетребовательному клиенту достаточно низкую цену. Ведь рекламная плёнка дешева! Правда, у неё и вид - не очень-то красивый, так - простенький. Нет устойчивого глянца, нет высокой прозрачности, но зато нет и высокой цены!
В общем, сложилось так, что умея клеить плёнку и свинцовую протяжку - человек уже называл себя мастером. Ситуация не новая, аналогичная сложилась уже давно в дизайне: всякий, кто знает немножко программу Corel Draw - называет себя дизайнером.
А ведь - эти материалы, программы - это всего лишь средство. Средство выразить свой проект. Кто-то рисует от руки, а кто-то на компьютере. Кто-то делает орнамент дорогими элитными плёнками английского производства, а кто-то - дешёвым китайским оракалом. Это всего лишь инструмент, материал - и от его качества зависит качество получающегося конечного продукта. Потому что нельзя из гнилого дерева построить хороший корабль! Нельзя вместо муки насыпать в тесто песка и получить вкусный пирог!

Кроме качества исходных материалов, сам мастер должен иметь хоть какое-то художественное образование, потому что обязательно надо чувствовать пропорции, расцветки, и так далее - ведь витражное искусство - подразумевает художественность, декоративность изделий, они должны радовать глаз, быть красивы, гармоничны и пропорциональны.  Надо быть - ну если не художником - но человеком с чувством пропорций, знать законы композиции, законы колористики. Даже - быть немного психологом, чтобы наиболее точно уловить желание клиента, и, как золотая рыбка - его исполнить.

К сожалению, не всегда  в жизни получается так, как должно быть.  Кажущаяся лёгкость создания орнамента провоцирует на творчество. людей, зачастую весьма далёких от изобразительного искусства, но получивших опыт поклейки плёнок в рекламных фирмах, начитавшихся витражных каталогов, наборов "сделай витраж сам". Подобные "мастера", научившиеся клеить плёнку и свинцовую ленту, и вооружившись каталогами типовых декоров - начинают "творить" витражи, которые благодаря отсутствию у них художественного образования, чувства вкуса - стали получаться откровенно убогими.
Самое удивительное, что и такие изделия нашли своего клиента - ну, не у всех же развито чувство вкуса. И, к тому же - цена на такой "витраж" получилась весьма и весьма невысокая, вполне доступная для самых широких слоёв населения. Т.е. - они получили распространение! И в обиходе стали называться "плёночными витражами". Такой "витраж" - на вид выглядит простенько и убого. Обычно такие специалисты используют непрозрачную плёнку ORACAL, у которой хорошая цветовая палитра, и она даже бывает глянцевая, но..... Видно невооружённым взглядом, что это именно дешёвая виниловая плёнка невысокого качества.

А ведь на самом деле спектр витражных - по настоящему именно витражных - плёнок гораздо шире! Самые красивые английские плёнки очень удачно имитируют глянцевый блеск и фактуру натурального цветного витражного стекла лучших мировых производителей. Такая плёнка (например, производителей Rega Film, Decra Led, плёнка в листах 460х660мм) имеет поразительный глянец и интересный рисунок. Да, именно рисунок! Это не обычная цветная плёнка с однородной закраской всей поверхности в один тон. Возможны переходы тона - посветлее, потемнее, волнами, абстрактными сегментами, переход одного цвета в другой, несколько цветов и так далее - поистине с бесконечно большим множеством оттенков и рисунков. Конечно, в реальности не бесконечно большим, но несколько вееров имеют общую толщину порядка 10 см. Есть ещё оригинальные плёнки с объёмным рисунком, они смотрятся как узорчатое стекло, очень изысканно.


Благодаря столь обширной палитре, можно создавать высококачественные имитации классического паяного витража, ведь расцветки плёнок (хотя, можно назвать их  листовым пластиком, для плёнки они толстоваты) замечательно имитируют по своему рисунку витражное стекло. Даже специалист не всегда издалека отличит на глаз - стекло это или плёнка. Вблизи определить легко - у нашей технологии швы получаются гораздо аккуратнее и эстетичнее, это легко видеть на крупноплановых фотографиях.
­­
И, раз уж я упоминаю о швах, замечу, что к широкой палитре плёнок можно смело добавить и широкую палитру свинцовых протяжек - как по цвету (натурал, золото глянец, золото матовое, золото старь, платина, антик, эбони, титан, медь.....) так и по ширине - от 2 мм, до 18 мм. Толщина шва определяется не размером витража, как в классической профильно-двутавровой технологии, а исключительно из соображений дизайна, декоративности. При желании можно выполнять очень мелкий рисунок тонкой лентой шириной всего 2мм, которая прекрасно гнётся, не теряя своего декоративного красивого вида.
­­

А ведь витражные плёнки и свинцовые протяжки - это ещё не всё ! Потому что есть ещё накладные стеклянные элементы - фигурно вырезанные стеклышки с обработанной кромкой - фацетом, это такая косая-косая грань. Каталог этих bevels насчитывает более 330 артикулов. Это я о каталоге Decra Led. Но есть ещё и каталог Rega Lead, там артикулов ещё больше, правда они часто повторяются.


Эти бевели, или, как их ещё называют - фацеты - приклеиваются к тщательно очищенному стеклу на специальный клей, отверждаемый ультрафиолетом, который имеет коэффициент преломления равный стеклу, и абсолютную прозрачность, т.е. не виден сам по себе, и кажется, что это такая фигура выточена из самого стекла. Контур фацетов обычно проклеивается свинцовой протяжкой, она придаёт фацету чёткость, выделяет его грани (иногда можно обойтись и без протяжки, в зависимости от эскиза).
­­

Как Вы уже, вероятно, видите - набор инструментов для воплощения своей фантазии в декоративное изделие из стекла - очень велик. И наивно полагать, что человек с небольшим опытом работы сможет использовать там где надо - именно то, что надо.  Наша мастерская в этом случае старается выгодно отличаться от конкурентов - и мастера у нас работают с многолетним опытом, и я сам стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, использовать новые приёмы в дизайне витражей - для этого приходится прилагать массу усилий - посещать выставки, много читать, интересоваться витражными материалами - новинками, и так далее.

И, кстати сказать - могу с гордостью заметить, что недавние работы гораздо гармоничнее некоторых, изготовленных несколько лет назад. Я не говорю, что раньше у меня были работы плохие. И раньше были хорошие. Но постоянно совершенствуясь, некоторыми работами я действительно могу гордиться, как удачными находками

Сделать бесплатный сайт с uCoz